Президент РФ 3 июля 2016 года подписал поправки в закон 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники». 2017-й год стал началом поэтапного перехода на онлайн-кассы. Российским предпринимателям нужно учиться работать по-новому. В режиме, когда все данные о расчетах с покупателями передаются через интернет в налоговую. Обязательно ли менять старую кассу? Как зарегистрировать и где обслуживать новую контрольно-кассовую технику (ККТ)? Какие документы теперь подтверждают расчет с покупателем и как защититься от штрафов?
Переход на онлайн-кассы — это не просто покупка новой кассовой техники. Чтобы зарегистрировать кассу в налоговой, придется подключиться к ОФД. Теперь в чеках обязательны наименования товаров.
Законом 54-ФЗ с изменениями 2016 года, который с 2017 года начинает применяться по всей стране, вводятся ОФД, или операторы фискальных данных. Это организации, которые осуществляют обработку данных с чеков и отправляют их в зашифрованном виде в налоговую службу. У операторов в распоряжении есть серверы с модулями криптозащиты информации, и для осуществления своей деятельности им нужно получить специальную лицензию ФСБ.
Фискальный накопитель (ФН) — это полный аналог ЭКЛЗ, назначение которого — зашифровывать и хранить информацию с чеков. Организации, применяющие ККТ, должны менять фискальные накопители раз в 13 месяцев. Впрочем, для компаний на патенте, ЕНВД и УСН сделаны послабления — им можно менять ФН раз в три года. Но такой модификации в продаже пока нет, ожидается к 2018 году.
Новый закон 54-ФЗ о применении ККТ с 2017 года разрешает совершать расчеты только на тех кассах, которые есть в реестре контрольно-кассовой техники. Ведет его ФНС, по сути это перечень моделей контрольно-кассовой техники, разрешенной к использованию на территории РФ. Это должно предотвратить эксплуатацию «серых» касс.
Налоговая также ведет реестр фискальных накопителей, там перечислены модели ФН, которые можно применять. По состоянию на февраль 2017 года был один разрешенный к применению ФН на 13 месяцев производства ООО «РИК».
54-ФЗ предполагает новый порядок применения ККТ в 2017 году. Для того чтобы поставить на учет кассовый аппарат с передачей данных в налоговую, предприниматель должен зарегистрировать личный кабинет на сайте nalog.ru, заключить договор с ОФД и только после этого оставить заявку на проведение регистрации кассы, подписав обращение своей электронной подписью. Получив эти данные, налоговая служба отправляет регистрационный номер контрольно-кассовой техники. Этот номер вносится налогоплательщиком в аппарат, на это закон отводит один рабочий день. То есть, чтобы поставить кассу на учет, предпринимателю не нужно ни лично посещать инспекцию, ни взаимодействовать с ЦТО.
Кассовый аппарат благополучно зарегистрирован, с ним начинает работать кассир. Пора разобраться, в чем же поменялось применение ККТ с 2017 года. Покупатель оплачивает товар и получает чек. Тем временем, за дело берется техника. Фискальный регистратор генерирует данные по чеку и тут же отправляет их в зашифрованном виде оператору фискальных данных. ОФД быстро обрабатывает эти данные, отправляет подтверждение обратно в кассу, а информацию — в налоговую службу. Аналогично информация будет передаваться и по возвратам товаров.
При этом скорость пробития чека не зависит от скорости передачи данных в ОФД. Данные передаются параллельно с оформлением чека и записью его в фискальный накопитель кассы и даже могут быть отправлены позже.
Изменения 2016 года в 54-ФЗ «О применении ККТ» предполагают, что каждая торговая точка должна быть оснащена интернетом. Если интернет в какой-то момент пропадет, а кто-то совершит покупку — нестрашно, так как данные по каждой покупке сохранятся в ФН и будут переданы в ОФД позже. Главное, чтобы касса выходила в интернет и передавала информацию о продажах чаще, чем раз в 30 календарных дней. Если за это время касса не сможет передать данные в ОФД, регистрировать продажи и печатать чеки с её помощью будет невозможно. Ведь фискальный накопитель на борту ККТ будет заблокирован.